Гумбати (Кюмбат-Кумбати ) (груз. გუმბათი) — село в Грузии. Входит в состав Цалкского муниципалитета.

Автор Константин (Шота) Павлович Аврамиди  

                               7/12/2007    12:04

Село расположено на южном склоне Триалетского хребта  Малого (Южного) Кавказа-в т.н. Цалкской котловине. С запада обрамлено Джавахетским нагорьем Малого Кавказа. Находится на слиянии рек Гумбатис-цкали* и Ашкала (ти Ашхалас то потам), которые в свою очередь впадают в реку Кция (Храми) — главную водную артерию Южной Грузии.

На востоке в 200-х метрах от Гумбати находится село Ашкала, населенное армянами. На юге в 3-х км — село Джиниси и на западе в 2-х км — село Авранло с греческим населением. На севере в 2,5—3-х км за горой расположено село Тарсон (Яила), населённое выходцами из села Гумбати (1870).*

 Высота над уровнем моря 1 711 м. Триангуляционный пункт — чугунная плита у брода на реке Ашкала. Максимальная температура воздуха 29 градуса (июль), минимальная -21 градуса (февраль); осадки-около 1400 мм.

 Название села из Арабского Кюм-бат или Турецкого Гуюм- бат (и на Грузинском- Гумбати), что означает заход солнца, и метафорика (по идею) означает Купол от солнца (-от света). * Первоначально, по переезду 1830 г., село назвали Кумбатли, со временем и до 1860 годы Кюмбат , и с 1889 и вплод до 1948-49 гг. Кумбати. С 1949 года официально переименовали в Гумбати, но в обиходе по привичке называли Кумбат-ом

 *В Турции более десятка населенных пунктов с названием Кюмбат, Кюмбатли. Гумбат и т.д. Кроме того есть множество  гробниц - мавзолеев со святыми, которых также называют Кумбатамы. Это конусное- купольное строение разных размеров, видимо от зависимости «Святости» захороненного. 
*наименование р. Гумбатис -Цкали,  у автора книги "Гумбати"  Климентия Гианнакопулоса упоминается как Мухранис Цкали.
* у историка В.А. Шахбазова указано 1874 г.   годом обоснования села Яйла (Тарсон).

          

          ИСТОРИЯ

      Село образовался на развалинах старинного IХ-Х века грузинского сёла Кахаджи греками, выходцами 31 Августа 1829 года из трех* сел санджака Гюмюш-Хане (Аргирополи), в 60-65 км юго-восточнее г. Керасунда,  провинции Халдея Турции.

     Они были в числа тех первых переселенцев первого потока вышедших из Турции греков общим числом в 86 семей,  добравшихся в сопровождении русского офицера Драгуми до с. Ниж. Цинцкаро Борчалойского Уезда.   Перезимовав там, в этом селе, с октября 1829 года по Март-Апрель следующего 1830 года, добрались до Цалки.*  

   Пройдя 14 дневний карантин в местечке Кечет (Бешташен) отделились от остальных и выбрали местом проживания более гористое местность у каньона р. Гумбатис-цкали (р. Мухрани) берущее начало на Мухранском троге Триалетского хребта.  

Основным языком общения был диалект греческого языка - Ромейка (Понтиака). Владели  также и турецким. Со временен приобщились и к русскому и грузинским языкам.

   При приезде основной массы переселенцев из Турции на месте обнаружили две семьи греков:  Аврамових (Карманант -Позонант) и Янакових (Янаканант), которые переехали в эти края от 2-х до 15  лет назад (подробнее когда- не известно) из Зарушанского санджака Карского пашалика (нынешний регион Гюмри –Aлаверди, Армении).*

     В 1832 году в село проживали 32 семей; имеется список жителей, но эти, приведенные в списке имена и клички, коренным образом отличаюься от последущих и тем более от современных имен и фамилии.

                        
  Вот в каких домах жили наши предкие после переселения из Турции 1829-32 гг.

Список жителей с. Кюмбатли 1832 года.**:

Уже с 1834 года военное начальство региона, рассположенного у крепости Гуния-Кала, начали перепись всего населения прибывщих из Турции. Естественно перепись велось на русский лад - Фамилия Имя Отчество - вместо имен и прозвищ Азиатского образца.

       В 1840 году Гумбатцы, одним из первых сёл Цалкского региона, начали восстановление церкви на развалинах старинной IX-X века грузинской церкви и закончили в 1846 году,  и по указанию Экзарха Грузии  приурочили ко Дню " Благовешания Богоматери" . Но до того население села именовала Церковью "Святого Георгия".

(По некоторым документам, как напр. в справка о крешения, выданной Субатанской  церкви, приведены оба названия -и Евангеоизмо Богоматери и Святого Георгия.)  До этого несколько семей села уже имели часовни, где и проводились необходимые повседневные обряди. 

  До официального открытия восстановленной церкви, Гумбатцы ездили в Гуния-Кала,  где Русские военные еще раньше построили или восстановили церковь  и была по видимому одна, Кафедральная на всю Цалку. 

    В 1864-67 годах в селе было уже- 59 семьи, из них 7 семей в Апреле 1864 года уехали в  Ставропольский Край, вместе с гостившим у них на зиму греками из Гюмюш-хане Турции*. Из переселенцев несколько семей вернулись обратно так как им Ставропольский климат не подошёл и почти половина из них там померли. (имеются соответствующие записи в Архивах). В Архивных документах 1867 года  имеется записка -согласие Кумбетцев на возвращение обратно в селе выехавших в 1864году  в Ставропольский край односельчан :

      1. Харалампий Чопозов, 2. Иван Соломонов, 3. Авраам Адамов, 4. Савелий Чамичасов, 5. Николай Чамичасов, 6. Иван Гаврилов, 7. Иосиф Аисоров.          
      Подпысиваются:

1.      Савелий Данилов, 2. Адам Авраамов,  3. Харалампий Данилов, 4. Козма Полианов, 5. Кирилл Шаанов, 6. Пило Саврилов, 7. Гиоргий Аврамов, 8. Иван Адамов, 9. Хышто Какуло, 10. Степан Галдчиев, 11. Анастас Галдчиев, 12. Гиоргий Чопозов, 13. Иордан Кап(р)ипов, 14. Анастас Чейранов, 15. Айнарджиев, 16. Демирчиев, 17. Куцуров, 18. Гарибовы, 19. Балабановы, 20. Лев(Г)носовы, 21. Чамчевы, 22. Ивановы, 23. Даниловы, 24. Парашкевовы, 25. Александровы, и другие , всего 51 подписей.  


           В 1870 году несколько семей из села  обосновались на территории летних пастбищ в верхнем течении р. Гумбати на местечке Нижняя Яйла (το καθεν η Γιαϊλα). (Есть и другая дата образования  с.Яйла -1873 год ученого историка А. Шахбазова.)  В последующем назвали деревню Тарсон.  В 1.5- 2.0 км выше была Верхняя Яйла (το Ανθεν η Γιαϊλα).  Здесь гнали скот летом Гумбатци, где каждая семья имела свою отдельную землянку-застройку. Чуть выше построили часовню  Профити Ильий . В самом с.Тарсон стояла церковь в честь Святой Катерины.

   В 1870 году с.Кумбети было 68 дворов 548 душ, из них Мужщин-278 и Женщин-270.

      После Русско-Турецкой войны 1877-78 годов 11 семей гумбатцев и 12 тарсонцев, по официальному разрешению властей, переселились во вновь образованном Карском Округе (в Турции) Российской Империи, в основном в селе Субатан и в с.Иванполи (всего в нескольких килиметрах от Субатан)*   

    По переписи населения 1899 года в селе (вместе с населением Тарсона) проживали верующих п/х-1046 душ.

    В 1908 году в селе Кумбати было 985 жителей .


  *) В село Субатан Карского Округа Российской Империи (с 1880 по 1918 гг) жители сел Кумбати и Тарсон в составе 23 семей переселилис сразу после взятия Российскимы войскамы турецкой крепоси Карс в 1878 году.
 По указанию  Царских властей в опустошенной от мусулман Карской и Ольтинской округах стали переселять туда христиан греков из Гюм
юшханской и Трапезундской санджагах. Дали разрешение переселится туда и Цалкинцам.  

     *) В некоторых документах, как напр. в справка о крешения, выданной Субатанской  церкви, приведкны оба названия -и Евангеоизмос Богоматери,  и Святого Георгия. Видимо Святого Георгия ее древнее названые, а Благовещание Пресвятой Богородицы данное Экзархом вся Грузии после ремонта уже с 1844 года. 

(Продольжение следует)                         

  Автор Шота (Константин) Аврамиди.  

 

Советский период истории

Образование и Культура

 О дескалон о Миткас гиа 10 печата 
 Сулатан -история и крах.   



Σχόλια

Δημοφιλείς αναρτήσεις από αυτό το ιστολόγιο

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ГРЕКОВ ЦАЛКИ ИЗ ТУРЦИИ

Цалка- есть такая страна;